МенюМеню

Интересные факты о мозге человека: способности к восприятию

Ежедневно человек выполняет большое количество физиологических и интеллектуальных задач, посредством команд, отправляемых из структур головного мозга. Над исследованием этого загадочного органа работает огромное количество ученых, но о его возможностях известна лишь малая часть, а самые важные и интересные открытия в изучении мозга ждут своего часа. В этой статье описаны самые интересные факты о мозге человека.

интересные факты о головном мозге человека

Содержание

Мозг никогда не отдыхает

Интересный факт: работа этого органа не прекращается ни на минуту, это подтверждается тем, что даже во время сна приходят воспоминания или фантазии, которых не было и которые всего скорее не произойдут. Некоторых ученых во время такого отдыха посещали идеи по воплощению их многолетней работы — например, согласно известной легенде, Менделеев увидел во сне алгоритм размещения химических элементов. Сам химик относился к этому факту из своей биографии с некоторой иронией, но и не опровергал его окончательно.

А некоторые из них сознательно подчеркивали приход озарения к ним во сне — так, датский физик-теоретик Нильс Бор в 1913 году, часто рассказывал интересную историю о том, как под впечатлением одного из видений, создал планетарную модель строения атомов, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию по физике.

Рассказы людей, бывших в состоянии клинической смерти или вышедших из глубокой комы, также подтверждают теорию о том, что функционирование мозга не прекращается ни на минуту. Поэтому нередко от них можно слышать интересную информацию «о свете в конце темного коридора» или о том, как из душа парила над безжизненным телом.

Конечно, такие рассказы не стоит принимать всерьез, но в них есть доля правды: ведь, испытывая кислородное голодание, кора больших полушарий способна продуцировать иллюзии.

Интересный факт: физическое состояние структур ЦНС и их работа зависит от поступления питательных веществ к мозгу — так, для того чтобы он нормально функционировал, требуется ни много ни мало 20% поступившего через легкие кислорода. Нехватка же этого элемента вызывает необратимые процессы — начинают разрушаться межнейронные связи и сами нервные клетки. Этот факт подтверждается другим интересным наблюдением: без пищи или воды человек может прожить несколько дней или даже месяцев, а без кислорода фактическая смерть наступает спустя 6 минут.

Развитие структур мозга также не останавливается ни на секунду, причем наибольшая активность нервных клеток наблюдается в младенческом и детском возрасте. Особенно это заметно при приобретении новорожденным ребенком необходимых для существования навыков, таких как прямохождении и способность к обучению.

Еще один интересный факт гласит о том, что при появлении на свет у новорожденного имеются только врожденные рефлексы, а структуры, отвечающие за высшую нервную деятельность, начинают развиваться некоторое время спустя, при этом вес мозга в первый год человеческой жизни удваивается.

Другие интересные факты про мозг человека:

факты о головном мозге

  • Скорость передачи сигналов по нейронным сетям мозга человека развивается до 288 км/ч, однако, с возрастом она падает на треть. Это объясняется воздействием окружающей среды и необратимыми процессами в коре у людей старшего возраста, при которых происходит разрушение нервных клеток и их окончаний.
  • Еще один интересный факт о возможностях головного мозга гласит, что умственные способности и интеллект человека не зависит от объема и массы этого органа. Например, самый большой «ум» принадлежал человеку с умственными отклонениями, а вот головной мозг Эйнштейна по весу имел значение меньше среднего, однако это не помешало ему стать одним из выдающихся физиков и получить за свои труды Нобелевскую премию.
  • Интересная способность структур мозга максимально накапливать и перерабатывать информацию в определенном возрасте используется во время обучения человека в общеобразовательных учреждениях. Замечено, что наибольшую склонность к обучению проявляют дети до 18 лет, в то время, когда происходит интенсивное развитие областей коры, отвечающих за память и восприятие информации. Этот факт доказывается массой примеров по адаптации детей в обществе, где разговаривают на нескольких языках, ребенок при этом с легкостью переходит с одного языка на другой и понимает о чем идет речь в обоих случаях. Восприятие и обучение в зрелом возрасте проходит трудно, о чем свидетельствует акцент и трудность «переключения» на другой язык. Количество нейронов у 3-летнего ребенка больше чем у взрослого человека, поэтому если своевременно не начать заниматься развитием способностей в этот период, то со временем невостребованные клетки начнут отмирать, а процесс обучения затягивается.
  • Интересен тот факт, что качество употребляемой пищи также влияет на умственные способности, интеллект и скорость обучения. Важно понимать, что для качественного выполнения мыслительной деятельности человеку требуется сбалансированное здоровое питание, в котором будет достаточное количество микроэлементов и витаминов. Проявление этого феномена часто можно наблюдать у людей, ограничивающих себя в употреблении отдельных продуктов или «сидящие» на монодиетах. При этом некоторые из них отмечают появление апатии и усталости, даже после отдыха, вот почему очень важно правильно питаться.
  • Следующий интересный факт о головном мозге свидетельствует, о том, что головной мозг мужчины весит на 150-200 г больше женского. Однако такая особенность с лихвой компенсируется количеством нервных клеток и их связей, которые более развиты у женщин, поэтому им легче проделывать несколько действий одновременно, мужчина же в подобной ситуации будет сосредоточен на чем-то одном.
  • Изучение влияния музыки на восстановление структур мозга преподносят не мало интересных фактов: говорят, что классическая музыка значительно ускоряет процесс реабилитации, а обучение ребенка игре на музыкальных инструментах благотворно сказываются на его развитии.

Мозг нечувствителен к боли

Еще один интересный факт о мозге: в его частях отсутствуют болевые рецепторы, поэтому он невосприимчив к боли, а то, что все считают «головной болью», не является проявлением этого чувства в физическом плане, при этом сигналы о дискомфорте передаются от окружающих мозг тканей и органов.

Интересен с точки зрения науки, факт появления фантомных болей утраченной конечности или органа. Механизм формирования этого чувства до сих пор не разгадан, но большинство специалистов считают что в структурах головного мозга хранятся воспоминания обо всех частях тела человека, а при утере того или иного органа нейронные связи, идущие от культи дают ложные сигналы, которые впоследствии неправильно обрабатываются частями ЦНС.

Способность к восстановлению утраченных функций

Еще одной интересной способностью головного мозга является умение восстанавливать или замещать утерянные структуры, что является отличительной чертой этого органа. При этом процесс восстановления занимает продолжительное время, а его интенсивность и полнота зависит от возраста человека, в котором была получена травма.

Так, при утрате одной из частей мозжечка, наиболее ярко симптомы проявляются в течение первых 2 недель, а затем ослабевают или исчезают целиком. В этом случае выполнение функций берет на себя кора лобных долей головного мозга, в которой формируются новые условно рефлексные межнейрональные связи.

В любом случае ей необходима взаимосвязь с остальными частями мозжечка, поэтому при полном удалении или поражении этой части мозга жизнь человека значительно сокращается. Также при разрушении, например, правого полушария, выполнение его функций переходит на другое полушарие мозга. Конечно, такая компенсация не сможет полностью заменить утраченную часть, но позволит производить примитивные действия в дальнейшем.

Пластичность головного мозга можно наблюдать у людей с болезнью Паркинсона, при которой проявление явных признаков начинается только после поражения около 90% нейронов, при этом нормальное функционирование организма обеспечивается соседними участками.

Мозг любит тренировки

Еще один интересный факт, говорит о том, что проведение ежедневных физических нагрузок положительно влияет на его работоспособность мозга, а также поможет оптимизировать его работу. Это обуславливается тем что, например, во время бега его клетки интенсивно обогащаются кислородом и другими питательными веществами, ускоряется метаболизм, а продукты распада начинают интенсивнее выводиться из организма через дыхание и пот. Поэтому для улучшения качества запоминания человеку достаточно выполнять физические занятия 2—3 раза в неделю на протяжении 30 минут.

Также реализация умственных упражнений поможет отодвинуть признаки старческого слабоумия и расстройства психики на более поздний период. В качестве тренировки подойдет разгадывание кроссвордов и другие несложные задания, улучшающие и развивающие память.

Помню — не помню

Одной из самых интересных функций мозга является способность к запоминанию информации, формирование причинно-следственной связи и воспроизведение каких-либо действий, основанных на прошлом опыте или, как еще говорят, «по памяти».

Разрушение структур, отвечающих за функционирование этой мозговой деятельности, приводит к потере воспоминаний, причем проявления этих нарушений может привести к полной утрате памяти или некоторых эпизодов из жизни человека. Чаще всего такие нарушения бывают следствием черепно-мозговых или психологических травм, опухолей или интоксикацией организма.

Например, кратковременная потеря памяти чаще всего является следствием психологических потрясений, которые произошли с самим больным или его близкими у него на глазах. Таким образом срабатывает защитный механизм, уберегающий человека от еще большего стресса и других психических расстройств.

В отличие от психологических травм, после которых в основном информация со временем восстанавливаются, утрата некоторых частей мозга приводит к полной потере воспоминаний и навыков, которые впоследствии невозможно восстановить. Примером тому служит проявление деменции в старческом возрасте, которая приводит к деградации личности.

Еще одним интересным феноменом работы головного мозга является гипермнезия, которая может проявляться в способности запоминать числа, даты, а также возможности решать сложные уравнения, не применяя записи и вычислительную технику, используя только память.

Видео

Добавить комментарий

Ваше имя:


Комментарий:
Код с картинки: